Очерк о генерале А.М.Демидове

БЛАГОДАРЮ СУДЬБУ.

 

Генерал Александр Макарович Демидов внес большой вклад в развитие органов внутренних дел республики. В начале семидесятых годов в связи с увеличением объема выполняемых задач росла штатная численность милицейских подразделений. В министерстве давно бродила мысль о необходимости создания в Ижевске своей средней специальной школы милиции, которая готовила бы кадры среднего звена. С приходом к руководству министерством генерала Ивана Артемьевича Желнова этот вопрос, хотя и с немалым трудом, удалось решить.

При огромных усилиях со стороны заместителя министра полковника Вениамина Николаевича Задорина и благодаря их личной дружбе, а больше в результате инициативы и настойчивости бывшего в те годы начальником строительного управления № 14 майора Александра Макаровича Демидова в поселке Машиностроителей тогда построили комплекс зданий для этого учебного заведения.

Сейчас в нем обучаются слушатели Ижевского филиала Нижегородской академии МВД России. В подразделения милиции теперь ежегодно приходят сотни квалифицированных специалистов – юристов с высшим образованием.

В январе 1978 года, в связи с уходом на пенсию моего учителя Вениамина Николаевича Задорина, меня назначили заместителем министра внутренних дел республики по вопросам тылового обеспечения.

Иван Артемьевич очень любил строительство и поддерживал хорошие дружеские отношения с руководителями строительных трестов Александром Макаровичем Демидовым и Виктором Михайловичем Пескишевым, а позднее с Николаем Никифоровичем Шишкиным. Министр умело и настойчиво проводил линию на коренное улучшение обеспечения органов внутренних дел служебными помещениями, жильем, детскими учреждениями. Именно при нем началось активное строительство административных зданий горрайорганов. Благодаря энергичной работе и самого Ивана Артемьевича по изысканию железобетонных изделий у Александра Макаровича, кирпича – с Госплане республики дело продвигалось быстро.

Активно помогали в этом начальники горрайорганов вместе с председателями райисполкомов и секретарями райкомов партии. Так по инициативе первого секретаря Ленинского райкома партии Якова Иосифовича строители треста построили в Ижевске первое типовое здание для милиции и суда.

В первой половине восьмидесятых годов тогда удалось одновременно с помощью строителей республики ввести в эксплуатацию более десяти административных зданий для милиции.

Программа по строительству типовых зданий для милицейских подразделений, начатая Иваном Артемьевичем, продолжалась и после его ухода. Нам, хотя и с большими трудностями, удалось построить здания Устиновского, Первомайского, Индустриального райотделов милиции, комплексы служебных зданий для батальона патрульно-постовой службы милиции, административное здание ГИБДД республики с размещением в нем полка дорожно-патрульной службы.

Много было и других объектов. И в каждом из них была частица ума, организаторской работы и инженерной мысли генерала Александра Макаровича Демидова. Его разносторонняя подготовленность, умение быстро разглядеть технологические нюансы размещения и дальнейшей работы в строящемся объекте она удивляла всех. Все руководители крупных промышленных предприятий обращали внимание, как быстро и легко он вникает в вопросы организации производства ракет и металлургического производства и мясопереработки. Но когда мы, казалось бы, специалисты милицейской кухни, начинали обсуждать с ним вопросы строительства своих объектов, мы с изумлением отмечали, что Александр Макарович находит изъяны и в наших проектах. Это был, несомненно, одаренный и талантливый инженер.

Не скажу, что я был его другом. Чего уж там примазываться к чужой славе! Но я был хорошо с ним знаком, высоко ценил его разносторонний ум и инженерные познания. Он много читал, хорошо разбирался в литературе, мог поспорить по поводу любой прочитанной им книги, нередко советовал прочитать наиболее полезные и интересные из них.

Изумляло и его умение делать все своими руками. Он и сам иногда при встрече, радостно потирая свои огромные ручища, с удовлетворением хвастался, что он вот этими руками доводит до ума свою третью шлюпку.

Талантливый человек, он во всем был талантлив. Но прежде всего он был умным, деловым и напористым руководителем и организатором. И потому я нередко в трудные моменты обращался к нему за помощью и советами.

В 1974 году в связи с возникшей в республике необходимостью организации лечения хронических алкоголиков МВД начало строительство нового лечебно-трудового профилактория. Построили основные объекты жилой зоны и в мае 1976 года завезли туда первую партию лечащихся. Но никаких объектов для их трудоустройства в профилактории не имелось.

На одной из встреч с Александром Макаровичем я рассказал об этих проблемах с трудозанятостью. Александр Макарович, встав из-за своего большего стола, походил немного по кабинету вдоль длинного стола заседаний и вдруг говорит:

- Хочешь, Растем, продам тебе одну идею? На мотопроизводстве Ижмаша мы заканчиваем строительство МСК-14. Совсем недавно заводчане и проектанты с ужасом обнаружили, что мощностей по изготовлению колес мотоцикла не хватает и для этого потребуется строительство специального цеха. Езжай к своему крестному отцу Ивану Федоровичу Белобородову и уговори его построить промышленный корпус для производства мотоколес на территории промзоны профилактория.

- Можешь сказать, что я готов построить корпус даже без включения в план подрядных работ, - добавил он неожиданно.

На следующее утро я уже был у Ивана Федоровича. Он еще с времен, когда я был секретарем Ждановского райкома комсомола и позднее стал заведующим промышленн0-транспортным отделом Ижевского горкома партии, всегда ко мне очень хорошо относился, общался как со своим сыном. Я очень дорожил этим.

Иван Федорович тут же позвонил своему заместителю по строительству Павлу Терентьевичу Каракулову и поручил немедленно организовать проектирование промкорпуса. Я заикнулся, что и дорогу к деревне Ягул, где располагался лечебно-трудовой профилакторий, надо бы заасфальтировать. Так неожиданно решился и этот, очень важный для нас, вопрос.

Конечно, это было выгодно и заводу, так как иметь практически в городе новое предприятие, на котором работает более тысячи рабочих, поставляющих готовые узлы на мотопроизводство означало серьезную экономию средств. Да и жилье для рабочих не надо было строить. Иван Федорович это быстро сообразил.

Проектировали уже в ходе строительства. Неоднократно Александр Макарович сам приезжал на эту стройку, обходил все, внимательно выслушивал строителей и производственников МВД, назначал конкретные сроки выполнения работ, а потом под его контролем на объект шли материалы и конструкции.

Словом, через год с лишним на площадке промзоны, смежной с жилой зоной, появился промышленный корпус, компрессорная и новая котельная. Заводские специалисты завезли оборудование для изготовления обода и спицы колес. Из соседней колонии было переведено сюда производство ступицы мотоциклетного колеса. Резина поступала с шинных заводов. Получился замкнутый цех по выпуску колес мотоцикла на всю заводскую программу. Построили и заасфальтировали дорогу к Ягулу и поныне называемую в народе «белобородовсклй».

И таких объектов с участием Александра Макаровича было построено немало.

Талантливым человеком был Александр Макарович. Я, как и тысячи других ижевских руководителей разных рангов, прошедших его школу, низко кланяюсь ему и благодарю судьбу, что она дала мне возможность учиться у него жить.

 


(8 Голосов)