Творческие горизонты полковник МВД

В литературу люди приходят разными путями.

С первой автобиографической повестью «Записки полковника МВД» (2001г.) вошёл в литературу Удмуртии Растем Заппаров. Вошёл уверенно и искромётно. Когда читаешь эту объёмную книгу, трудно поверить, что перед тобой — литературный дебют, что автор технарь, всю жизнь проработавший в комсомольских, партийных органах, почти тридцать лет прослуживший в органах внутренних дел, более двадцати лет — заместителем министра МВД Удмуртской Республики. В ней рассказывается о личной судьбе автора, которая тесно вплетена в историю развития города Ижевска, Удмуртии, о становлении и работе многих подразделений органов внутренних дел республики, о боевых буднях их самоотверженных тружеников. Повествование построено грамотно, стилистически выверено, хороши и естественны в них описания, диалоги, нелегко дающиеся даже мэтрам. Герои повести не ходульные персонажи, а живые люди, конкретные персонажи, каждый из которых индивидуальность и в то же время художественный тип. Так, в любом селе есть свой дед Щукарь, а в полку — Василий Тёркин. Но яркие индивидуальности построены автором так, что читатели уверены: этот персонаж из нашего коллектива, из нашего города. Тем более, что герои узнаваемы, названы своими именами, многие из них стали историческими личностями. В их числе — бывшие директора заводов, комсомольские и партийные работники, государственные и советские деятели И.Ф.Белобородов, В.К.Марисов, М.Е.Зыков, Ю.П.Кудяшев, А.М.Демидов, В.А.Соловьёв, А.М.Никитин, В.Ф.Щербаков, Г.Л.Фалалеев и др. (им посвящена книга очерков «Всё остаётся людям»). Они сыграли большую роль в формировании автобиографического героя, их судьбы и дела вплетены в единую историю нашего города, республики и всей страны. Этому поколению довелось увидеть и пережить многое, и большинство из них честно выполняли свой человеческий и гражданский долг. Автор изображает их в производственных коллизиях, человеческих контактах, выявляя слабые и сильные стороны. «Он был сильным человеком. Видимо, из породы властных людей, умеющих без всяких усилий подчинить чужую волю своей и в трудные минуты распоряжаться, не боясь ответственности, как человек. Который привык крупно рисковать», - так начинается очерк «Первый секретарь обкома», посвященный В.К.Марисову, - «Сухощавый, высокий, он казался верхом сдержанности, строгости и холодной насмешливости, даже некоторой чопорности. Думая, однако, что сдержанность и холодность его были всего лишь внешним защитным покровом. Точные детали психологического портрета воспроизводят сложный внутренний мир человека, 22 года руководящего республикой. За это время Удмуртия стал ведущим промышленным и оборонным центром, с развитой социальной инфраструктурой. При его личном участии построен завод «Ижтяжбуммаш», газифицирован Ижевск, открыто троллейбусное движение, построен водопровод «Ижевск-Кама». Трудолюбивый, скромный, принципиальный коммунист и жёсткий руководитель. Он стад единолично управлять всей республикой, допустил ряд политических ошибок (переименование Ижевска в Устинов и др..). Однако, справедливо размышляет автор, «...мы незаслуженно забыли о нём, о его вкладе в развитие нашей республики». История должна расставить всё на свои места.

Удивительная сила «Записок полковника МВД» в том, что писатель-мемуарист оказывает существенное влияние на формирование положительного имиджа советской действительности 60-90-х годов прошлого века. Книга помогает устранить несправедливое охаивание прошлого нашего государства, в ней видится неприкрытая ностальгия по великой нашей родине — Советскому Союзу, которую строили всем миром, защитил в годы великих испытаний благодаря самоотверженному труду советских людей и позволили в одночасье разрушить в угоду наступающему капиталу и в интересах олигархов.

Переоценки в истории и литературе — явление нормальное, чаще всего это вызвано потрясениями, крытыми поворотами исторической ситуации, когда новые подходы, новые объяснения просто необходимы.

 

Подходы писателя Р.Заппарова современны, потому что он пытается освободиться от идеологических догм, политических стереотипов, конъюнктурных представлений и общих мифологических установок, которыми изобилует постсоветская действительность. Если резко изменяется ситуация, нарушается статус-кво, возникает необходимость объяснить истоки новых явлений, нередко таких, о которых никто ещё недавно даже не думал, но которые вдруг стали исходными точками жизни и мышления.

«Я решил написать исповедь для своих сыновей и внуков. Но ведь и молодые сотрудники органов внутренних дел для теперь уже сыновья. В своих записках мне хотелось рассказать о событиях так, какими они мне виделись, в то время, сохранив при этом по возможности объективность», - пишет Растем Заппаров в обращённом читателю слове. И своё слово держит до конца. В документальном повествовании воссозданы картины советской действительности, как бы пережитые автобиографическим героем заново. «В описываемое время все мы мыслили довольно ортодоксально. Так уж нас воспитали в несокрушимой вере в партию, в готовность всего народа на жертвы ради идеалов светлого будущего. И мы искренне верили в это светлое будущее».

Герои книг Заппарова не являются заложниками советского режима или, как это сегодня называют, тоталитарной системы. Это особый тип людей, выходцев из трудящихся слоёв, благодаря своему трудолюбию, упорству, таланту достигли высокого положения в обществе. С высоким чувством совести и гражданского долга несли ответственность за весь народ, партию, государство. И это был их сознательный выбор.

Формирование такого героя — в данном случае автобиографического — описано в повести о юности «Сарапульские подранки» (2005). Автобиография создаётся в свете глубинной внутренней мысли, отражающей взгляд автора на самого себя, потому оно изначально заключает идею исповеди.

Исповедальная доминанта текста служит показателем его искренности, «подлинности». Искренний тон повествования как художественный приём позволяет высветить факты из эмпирического биографического писателя. Жизненная траектория автобиографического героя (Мишка-Рустам, как зовут его окружающие) укладывается в оппозицию «своё-чужое», «тогда-теперь» и реализуется в традиционной схеме: ДОМ(микромир) — ДОРОГА (промежуточное пространство) -БОЛЬШОЙ МИР (макромир). Дом является одной из значимых смысловых доминант в системе пространственных отношений. Он призван олицетворять гармоничное, идеальное. Привязанность к семье — отличительная черта Заппаровых. Деревенский дом, а потом городская квартира, вечно занятая работой мать, погибший на войне отец, читающая Коран Бабушка, сельские будни и праздники — это лирические детали, призванные передать привязанность героя к родным местам. Портретная характеристика родных, друзей, детали интерьера, пейзаж выступают как приём психологической характеристики героя. Полуголодное военное и послевоенное детство в родных дулесовских просторах на берегу Камы, мальчишеские игры и разборки, романтика деревенского бытия, сцены пастушества, сенокоса, купания, семейная история с куклой для сестры Розы, новыми сапогами, купленными за счёт семейного бюджета и подпорченными на ходулях, учёба в Сарапульском электромеханическом техникуме и школе юных лётчиков — таковы реалии тяжёлого и одновременно радостного детства, отрочества, юности.

«Сарапульские подранки» построены как перемещение героя в реальном географическом пространстве в поисках смысла жизни, самоутверждения. Пространство топографически обозначено: деревня Касаево — село Дулесово — Сарапул — Ульяновск — Куйбышев — Ижевск. Растем Заппаров представляет реалистические картины как деревенского быта, так и больших городов в военное и послевоенное время. Осваиваясь в новом жизненном пространстве, авто прежде всего замечает то, что способно дать энергию преодоления жизненных барьеров. Для него каждое пространство — степень духовного и физического роста, время напряжённой внутренней жизни. Автобиографический герой проявляет во всём ответственность, поддерживает доброе коллективное дело, развивает свои организаторские способности. Благодаря преодолению обстоятельств, правильному жизненному выбору, он делает сам себя, формируется как гражданин, как личность. И никакое давление «сверху» не могло свернуть его с пути истинного.

В изображении эмоциональной и нравственной жизни героев Р.Заппаров вполне убедителен. Это придаёт биографическим фактам осязаемость самой жизни, её теплоту т выразительность. Именно это включает книгу Р.Заппарова в художественное и этическое пространство мемуарного биографического жанра.

Р.Заппаров является мастером военной публицистики. В 2006 году вышли самые значительные документально-художественные книги «Спецназ МВД. Кавказская война», «Жаркие дни Афгана», «Человек на ладони. Армянские очерки». Как публицист, очеркист, автор документально-художественных книг, Р.Н.Заппаров идёт по горячим следам событий. Все его произведения содержат официальные документальные факты, воспоминания очевидцев и подлинные реалии жизни.

В связи с прошедшим в декабре 1988 года Спитакским землетрясением Совет Министров Удмуртской Республики направил в Армению спасательный отряд в количестве 250 человек, с более чем 70 единицами строительной техники. Отряд, в котором Р.Н.Заппаров был назначен заместителем командира, почти сорок суток разбирал завалы жилых домов и вывозил щебень от них за город. Из-под руин были извлечены тела 52 погибших. Весь личный состав и колонна техники были благополучно возвращены в Удмуртию. Этот и другие события легли в основу армянских очерков, в которых присутствует личное эмоциональное начало. В такого рода произведениях злоба дня служит основанием для размышлений публициста о человеке, жизни, войне и мире: «В городе пылают костры. В их багровом колеблющемся свете из темноты выступают группы людей, вооруженные солдаты, бронетранспортёры. Вместо домов высятся развалины высотных зданий, много гробов на тротуарах, возле остатков разрушенных строений работают подъёмные краны и в ожидании, когда спасатели вытащат очередной труп, сидят родственники погибших. Наверное, в памяти каждого отрядовца останутся приготовленные в голом поле, под открытым небом, при жутком морозе та ячневая каша и тот забористый чай, что ухитрились сделать женщины- повара, которыми руководил Григорий Петрович Грабар. Не обжёгшись трагедией её не понять».

Описывая военные конфликты и участие в них солдат, автор остаётся на почве искусства, изъясняется на языке литературы и, не фетишизируя факт, выражает свою гражданскую позицию: «Дни, проведённые в Ленинакане — это дни, переполненные человеческим горем. И то, как каждый из удмуртских отрядовцев проявил себя в эти трагические дни в этом сгустке ада и мужества, было лучшей характеристикой каждому из них. Несчастье может близко коснуться каждого из нас. И очень важного жить, помня, как коротка эта жизнь и как надо спешить совершать добрые поступки. Все беды можно преодолеть лишь тогда, когда мы все вместе, когда мы едины...»

Публицистичность — отличительная черта военной повести «Спецназ МВД. Кавказская война». Ей присуща политическая острота факта, аргументированность мысли, заряд побуждения к действию. Это повествование о сотрудниках органов внутренних дел, принимавших участие в чеченской войне. Это гимн мужеству спецназовцев. Книга создана по впечатлениям живых участников событий, семидесяти сотрудников МВД, Управления исполнения наказаний и внутренних войск. Она искренна и достоверна и дышит непридуманной правдой фронтовой жизни. Это была настоящая война, со всем её атрибутами — и неподготовленностью к ней, и ошибками командования, и предательством, и героизмом её участников. Автору пришлось осмысливать весь ход войны в исторической ретроспективе, анализировать ошибки, допущенные политиками и командирами всех степеней. Особенно тёплыми получились главы о спецназовцах («Воюют внутренние войска»), потрясают своей горькой правдой описания боёв за Грозный («Захват боевиками Грозного в августе 1996г.»). Это был день массового героизма спецназовцев, когда они погибали десятками на улицах Грозного и спасали другу друга. Думается, что мысли, изложенные автором в главе «Тлеющийся Кавказ» о корнях чеченской войны, ещё привлекут внимание серьёзных исследователей и политиков. «Корни чеченской войны - в фанатическом экстремизме, прикрывающемся лозунгами ислама. Никакой общей «исламской угрозы» для человечества не существует. В истоках чеченского сепаратизма стоят те мировые силы, которые ставят своей целью развал России, её ослабление».

Ещё В.Г.Белинский считал, что и очерковая литература, основанная на фактах, и литература «вымысла» имеют общую природу - «художественность изложения». С каждой книгой растёт литературное мастерство писателя Р.Заппарова. Его военная публицистика всё больше поворачивается к реальности художественной, к реальности искусства, обращена к культурной памяти читателя. К писателю-публицисту приходит понимание и ощущение литературы как сферы искусства. В творческой биографии писателя особое место занимает последняя книга «Жаркие дни Афгана». Истоки нашумевшей афганской войны с 1979 по 1989 годы описаны Р.Заппаровым с новых художественных позиций. Книга создана по воспоминаниям двадцати участников афганской войны, снабжена авторскими комментариями, историческими документами и воссоздаёт разносторонний объективный взгляд на прошедшие события. Конечно, война по-разному выглядит с точки зрения бойца, офицера, генерала или политика. Автор-баталист выбирает такой ракурс повествования, когда всё большее значение имеет принцип изображать ни в одной, а со многих точек зрения. Источник света становится с разных сторон, рассказ ведётся от имени разных персонажей, один и тот же ход событий показывается глазами то одного, то другого героя. Объективная картина возникает из суммы субъективных образов и восприятий действительности, - они как бы накладываются друг на друга, и в общем результате погашается их односторонность. В этом случае сознание автора определяется совокупностью и взаимопроникновением субъектных форм его выражения. Позиция автора приносит в поток оценок мнений, разговоров определённость — отнюдь не жесткость! - моральных оценок. Полифоническая, многосюжетная по своей художественной структуре книга «Жаркие дни Афгана» - заставит задуматься читателей, привлечёт внимание специалистов, позволит по-новому оценит ход событий. Убедительны обобщающие итоговые слова автора: «Война в Афганистане не имела победителей. Она не решила той политической задачи, которую ставило перед собой советское политическое руководство. Войска в Афганистан вводились для того, чтобы оказать военно-политическую помощь новому демократическому правительству республики... Советские воины с честью и мужеством выполняли свой воинский долг, в ходе боевых действий советские солдаты проявляли мужество и героизм. Все, кто с достоинством и честью выполнял этот интернациональный долг, заслужили всенародное уважение».

Сегодня перу Р.Н.Заппарова принадлежит более десяти книг, новаторских по сути и форме выражения. В литературу российскую и региональную он вошёл с темой локальных войн, пытаясь сказать новое слово о них в условиях постсоветской реальности. Автор находится в новых творческих поисках, оставаясь со всеми героями - спецназовцами, милиционерами, офицерами и рядовыми. Создавая книги «О времени и о себе» Р.Н.Заппаров стремится запечатлеть в документально-художественном слове образ поколения ХХ века. Недавно коллеги по писательскому цеху дали высокую оценку его творчеству и рекомендовали в члены Союза писателей России. Вот некоторые оценки рекомендующих:

Народный писатель Удмуртии Вячеслав Ар-Серги: «Его художественная правда похожа на чёрный хлеб — объективна , надёжна. Весомым подспорьем к этому, конечно же, служит и немалый жизненный опыт самого писателя и его знание, чувство единения с честной и правдивой Российской литературой. Той самой, которая вопреки не самой лучшей современной конъюнктуре основана на главном нерве истинных российских творцов — совести и чувствах гражданского долга и ответственности за день наш нынешний».

Журналист В.П.Михайлов: «Своим творчеством Р.Н.Заппаров вносит огромный вклад в дело патриотического и интернационального воспитания читателей».

Литературный критик З.А.Богомолова: «Как публицист, очеркист, автор документально-художественных книг Р.Н.Заппаров идёт по горячим следам событий. Все его произведения содержат документально выверенные факты, подлинные реалии жизни. Через исторически зримые страницы разных периодов жизни Удмуртии просматриваются важные вехи и судьбы России конца ХХ века — начала ХХI века». Остаётся присоединиться к этим справедливым и точным словам и пожелать автору исполнения всех творческих задач.

А.Измайлова-Зуева, доктор филологических наук, профессор,

член Союза писателей и журналистов России.


(0 Голосов)