Образ матери в повести Сарапульские подранки

Тамара Пантелеева

Есть в русских селениях женщины...

Н.А.Некрасов



Образ матери в повести

Р.Н.Заппарова «Сарапульские подранки».



Перефразируя строки великого классика, можно сказать: «Есть матери в российских селениях». Фольклор, искусство, многонациональная литература России знает много образов матери. В частности, это образ Богоматери. Важно, что «...культ Богородицы у русских смыкался с древнейшим языческим культом Великой Матери, уходящим своими корнями в пра-славянские времена. Богоматерь и Приснодева Мария издавна считается покровительницей и заступницей Русской земли. Она окружена особым почитанием и любовью верующего народа. Многие изображения Девы Марии связаны с различными событиями нашей истории» (2.2001-81).

Другой образ матери находим у классика русской литературы М.Горького («Мать»), в произведениях киргизского писателя Чингиза Айтматова («Материнское поле»), удмуртского поэта Д.Майорова [Мемиелы» (Матери)], «Трясина» - кинофильм Г.Чухрая, в главной роли с Нонной Мордюковой; мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевой кургане «Родина-мать» (созданный под руководством известного скульптора Е.В.Вучетича); общеизвестный плакат военных лет «Родина-мать зовёт!» (художник И.М.Тоидзе, 1941г.) и др.. Множество примеров можно привести как в литературе, так и во всём искусстве. Учитывая все эти обстоятельства, можно было бы предполагать, что тема исчерпана, однако это не так. Как сама жизнь бесконечна, так и тема матери, материнства многогранна. Каждый автор находит что-то своё, не сказать об этом, промолчать — предать самое дорогое. Поэтому, возможно, они стремятся раскрывать её по-своему. Из рассказов очевидцев, из кинофильмов,из художественных произведений узнаём всё новые и новые подробности о ней. В нечеловеческих условиях она может проявить такие качества матери, как сострадание к чужим детям, усыновление их, стремление сохранить жизни им даже ценой своей жизни (вспомним Сталинградскую битву, эпизоды из военных будней, трагедию жителей г.Спитака и др..).

Когда задумываешься о роли и долге российской матери, о её трагической судьбе — невольно содрогаешься. Как она всё это выдерживает, как она ещё рожает, зная, что (спустя каких-то двадцать лет) её сына могут убить или на войне, или в бандитских разборках. Россия одна из самых трагических стран, которая даже одно столетие не может прожить без войн. В этом плане, ХХ век отличился особенно [русско-японская война (1904-05), русская революция (1905- 07), Первая мировая война (1914-18), Октябрьская революция (1917), Гражданская война, коллективизация, репрессии, голод в Поволжье (1920), на Украине (1930), Отечественная война (1941-45), локальные войны (Корея, Вьетнам, Афганистан, Куба и др.), политический и экономический кризис 80х-90х г.г. (развал СССР), Чеченские войны, конфликт с Грузией, теракты и др.]

Обострённое сыновнее чувство долга перед матерью Растема Нургаяновича Заппарова вылилось в повести «Сарапульские подранки». Большой энциклопедический словарь приводит такое определение жанру повесть: «Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественного среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету. Лишённый интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий — эпизодов. Естественное течение жизни во времени и пространстве, как бы лишённые авторского вымысла и драматического сгущения события, - специфическая установка автора повести» (2.Т.2:160).

Исходя из вышеприведённого определения, можно утверждать, что повесть Р.Н.Заппарова «Сарапульские подранки», полностью соответствует ему: по объёму рассказа, но меньше романа. Действие разворачивается вокруг главного героя Мишки и его семьи. Сюжет хроникален, судьба героя раскрывается хронологически: от детских лет до взросления, автор повести как-бы рассказывает о себе, в нём не чувствуется вымысел. В повести фоном служат семья, односельчане, сокурсники, а образ матери занимает одно из центральных мест.

Изображая образ родной матери, автор исподволь раскрывает материнские сердца миллионов женщин России. Каждый читатель в образе Марусь, так ласково называют татарку русские женщины, увидит знакомые с детства черты своей любимой матери. Она олицетворяет всех матерей военной поры, да и современных. Автор повести, в первую очередь, подчёркивает роль матери «огонь очага берегущую». Марусь провожает мужа на войну, она буднично собирает ему нехитрую дорожную котомку: «Мать, собрала ему в дорогу чистые портянки, кусок мыла, бритву, жестяную кружку, ложку, полкаравая хлеба», Читатель всё это «видит» глазами мальчика Мишки. Прочитав эти строки, миллионы детей военного времени могут сказать: «И моя мама также собирала отца на войну». В этом и заключается жизненная правда повести, всё, о чём пишет Р.Н.Заппаров, типично, жизненно, верно.

Далее повествователь продолжает: «Мать приняла вызов этой жизни с отчаянностью скворчихи, летящей от скворечника навстречу ястребу». Здесь сравнение образа матери со скворчихой даёт полное представление о её решительном характере, о её безграничной любви к своим детям, о ей стремлении уберечь их как от голодной смерти, так и от духовно-нравственного падения. И на вопрос сына уже после войны, о том, как она выдержала всё это, мать просто разъяснила (как бы объяснили матери многих детей) «Война же была. Ясное дело, мужики воюют, а бабы здесь сражаются, детей поднимают, огонь очага берегут. <...> Еды никакой, а за троих, почитай, буровили. От темна до темна. Летом вроде полегче — рыбка с Камы, а то и муки хоть с кулачок, за заробишь. <...> А вот к весне становилось туго».

Несомненно, широко используя художественные средства выражения как фразеологические единицы, метафоры, литоты, гиперболы — автор наглядно изображает внутренний психологизм героини. В данном примере, привлекая литоту, «муки, хоть с кулачок, да заробишь» ярко раскрывает военное лихолетье, когда женщины, дети и старики трудились от зари до зари, а получали горсть муки, которым и заправляли «бульон». Это было сверхвезением, сверхсчастьем. Горсточка муки спасла жизнь будущему поколению, дети войны выжили благодаря таким матерям, как Марусь.

В годы войны ей приходилось выполнять работу и за мужа и за себя, и за лошадь. Вот как об этом рассказывает повествователь: «В январе мать снова засобиралась в лес. <...>. Набрав в лесу толстоватые еловые сучья и прихватив до десятка брёвешек от сваленных бурей деревьев., Мишка с матерью снова впряглись и на постромках потянули воз домой». Или «Билась мать в этой нужде, как загнанная лошадь». «Она всегда, каждую минуту, как заведённая, что-то делала, успевала и в колхозе и дома, и одна поднимала их, четверых, ребят».Или: «Мать умело, как взаправдашний лаптёжник, крутила полоски из лыка, и у неё получались маленькие красивые лапоточки. И валенки катать мать тоже умела, поэтому они получались аккуратные, красивые. Чёсанками называли их тогда и была большая гордость — похвастаться такими чёсанками» и др..

Несмотря на тяготы, выпавшие на долю молодой женщины, матери четверых несовершеннолетних детей и «с больной свекровкой на руках», она стойко переносит все невзгоды, стремится ещё лучше работать, чтобы скорее окончилась война. Описывая труд матери, повествователь невольно любуется её умением работать, её крестьянской сноровкой. Здесь он привлекает художественный приём олицетворения: серп в руках матери «пускался в пляс», «работа кипела у неё в руках», «и снопы-то не снопы — куклы стройные, в боках тугие, словно смеются от радости» и др.. Даже в военное, такое трагическое время женщина не забывает о красоте проделанной ею работы. Марусь не только стремится выполнить и перевыполнить норму, она старается её делать красиво. Эстетика труда, эстетика крестьянки раскрыта художественно правдиво. «Для Мишки мать была, наверное, самым главным примером трудолюбия и ответственного отношения к делу, да и ко всей жизни».Или «Примером скромности, открытости, жизненной стойкости была мать» - пишет автор повести.

В её образе воплотились народные представления о настоящей красавице , крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой: «У них в доме мать была надёжной скалой, вокруг неё вертелась вся семья. Несмотря на огромные трудности, она была всегда ровной, терпеливой. И любила она каждого из них, детей, по-своему, без бурных сцен и лишних слов». Повествователь особо обращает внимание на внутреннюю красоту , душевное богатство российской женщины-матери. Это всё раскрывается через отношение к труду, детям, к окружающим: «Мать любила его друзей, всегда приглашала их в гости и просто посидеть в их доме и всегда, даже в бедности, находила чем угостить — чаем ли, свежей морковкой или хоть семечками от подсолнуха. Наверное, эта материнская доброта и душевная щедрость и передалась от неё всем им — Розе и нё братьям — предостерегла от лиха».

Когда Р.Н.Заппаров пишет о выполненных ею вещах, или о её отношении к детям, он употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в частности, «сынок Мишка, ребятишки, пацанёнок, радёхонька», удвоенные эпитеты: аккуратные, красивые (чёсанки), маленькие красивые (лапоточки), широко распахнутые (глазёнки) и др..

Также правдиво изображает горе тридцати трёхлетней вдовы, она, как и многие женщины, получив похоронку: « побледнела, сжала губы и сначала приумолкла. Потом что-то прорвалось у неё внутри. Мать плакала и причитала так, что слышно было на весь околоток. Люди всё ещё всхлипывают, не уймутся. И никто не останавливал друг друга. . Прошло с тех пор много лет. А эта картина ревущих женщин в их доме и мать, прижавшая их, ребятишек, к себе и опустошённо смотрящая на происходящее вокруг, навсегда засела у Мишки в голове.». Образ матери проникнут глубоким состраданием к её судьбе. Повествователь страдает вместе с ней и односельчанами от непосильной работы, от материальных нужд и моральных унижений, связанных с войной. Однако эти испытания не сломили их духа, они сохранили своё человеческое достоинство, потому что и в труде, и в горе, и в радости поддерживали друг друга, жили одной мечтой и верой в победу. Характер женщин-матерей закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это мудрые женщины, большого ума, самоотверженные, волевые, решительные, готовые на самопожертвование ради детей, ради мужей, ради спасения Родины. Нет, они не говорят плакатным языком, они делают одно дело - «куют Победу» - истово трудясь, берегут огонь родного очага, неимоверными усилиями сохраняют жизнь будущего поколения страны, это героические патриоты. Например, Р.Н.Заппаров об этом пишет так: «Всем детям в доме купили пряники, лишь на себя и бабушку не взяла. Экономила деньги их пропитание.» Или «Она, мудрая мать, поняла его и не высказала ни одного упрёка. И казнился от этого он ещё юольше. Лучше бы уж ремня отведать». Или «Вот он выучится, и придёт время, когда все мы, и ты тоже, будем им гордиться» (дала отпор Лизавете Павловне, которая предрекала её сыну тюрьму). «Эти мамины слова на всю жизнь врезались в память .Мишки и стали смыслом всей его жизни». Или «Сама безграмотная, она по-житейски понимала, что без образования у ребят хорошей жизни не будет» и т.д..

В характеристике Марусь широко используются фольклорные жанры, приметы, пословицы и поговорки. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь женщин военного времени. В частности: «От радости кудри вьются, а от печали они секутся», «Остерегайся похвал и почестей. Они голову так кружат. Не кричи о себе — пусть другие о тебе хоть тихо скажут. Не обижай людей». Или «Смерть захватывает всё больше тех, которые ничего не делают, сидят на месте. А я всегда на ногах , работаю — ей за мной не угнаться!». Или «Прежде чем войти, подумай, как выходить будешь» и др..

Подводя итог, можем смело утверждать, что эта хрупкая женщина, одна из миллионов матерей России, на своих плечах принесла победу, сберегла детей, и тем самым сохранила наше будущее.

Книга Р.Н.Заппарова «Сарапульские подранки, посвященная юношеству, также стала гимном матерям России. Она пополнила и намного обогатила Российскую литературу, а также жанр повести.


(0 Голосов)